Откуда берется упрямство у детей?

 В этой статье я хочу рассказать об упрямстве, так как большинство родителей встречаются с такой формой поведения детей совершенно разных возрастов.
 Как описывают состояние «УПРЯМСТВА»: ребенок кричит или ревет, может топать ногами или даже упасть на пол. Встречаются варианты, когда ребенок начинает биться головой, придавая весомость своим действиям. Такие действия можно назвать одним словом «истерика». В психологии такое поведение детей оправдывается возрастным кризисом.

 «Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении (развитии) и происходит переход на качественно новый этап.
«Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. В психологии принято, что в детском младшем возрасте кризисов три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их невозможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными и значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития"».

  Обратите внимание на, то что вся ответственность за такое поведение у ребенка перекладывается со взрослого на ребенка или его «возрастной кризис». Тогда появляется совершенно логический вопрос: А кто воспитывает ребенка: взрослый или развитие ребенка (возрастной кризис)? Если воспитывает все-таки взрослый (надеюсь на это), то тогда и ответственность за поведение ребенка лежит на взрослом (см. статью «Ответственность»).
 Если мы продолжим цепочку рассуждений, то увидим, что взрослые своими действиями сами воспитывают упрямство у ребенка. Если взрослый меняет отношение к ребенку и берет ответственность за свои действия, то у взрослого измениться форма поведения с ребенком. И следуя цепной реакции, меняется поведение у ребенка.

 И так начнем с отношения.
 Представим ситуацию в магазине: «Ребенок ходит за мамой и стонет «купи, купи, купи….», периодически он останавливается ревет и топает ногами».
 Такую ситуацию можно рассмотреть с двух сторон:
Отношение №1 - «ребенок плохой», тогда следует вывод, что ребенок упрямится и капризничает. В таких случая поведение родителей проявится в наказании за плохое поведение или просто уступят ребенку, чтобы перестал позорить родителя.
Отношение №2 «ребенок хороший», тогда следует вывод, что ребенок настойчивый и добивается своей цели, как и взрослый, который добивается цели. Просто цели у взрослого намного больше (машина, квартира, шуба и т.д.).

 Для анализа происходящего не важно, что хочет ребенок, а важно каким способом он добивается. Для получения, желаемого, в данном примере, ребенок знает только один способ – это плачь (истерика). В период от рождения до 2-3 лет, взрослый не показал или не научил другим способам получения желаемого и ребенок действует по известному и надежному сценарию. Такой сценарий действий был заложен в младенческом возрасте. Ребенок заревел и ему сразу дали бутылочку (игрушку). Со временем ребенок вырос, и выросли его потребности, а плачь, как способ действия остался, да еще закрепился и видоизменился.
 Сразу скажу ответ родителям, у которых появилось возмущение по поводу того, что теперь ребенок будет плакать, а родитель будет только смотреть на него и ничего не предпринимать. Родители, - не надо переходить из одной крайности в другую. Предлагаю просто быть внимательным наблюдать за ребенком.
 До крика ребенок подает сигналы (кряхтит или морщится, когда хочет пить; гукает, когда хочет внимания). Понимая язык ребенка, вы общаетесь на его языке и находите понимание друг с другом. Вместе с взрослением ребенка в общение добавляете разные способы поведения, в получении желаемого (расширяете ассортимент действий), тогда у ребенка и в личном арсенале всегда будет набор форм поведения в зависимости от ситуации.
 Вот некоторые из них:
  — взять самостоятельно,
  —попросить у взрослого,
  —спросить у взрослого и взять самому,
  —обменять и т.д.
 Используя различные способы поведения, ребенок точно достигнет своей цели благоприятно для себя и бесконфликтно для окружающих.

 Относитесь к ребенку, как личности, у которой есть свои ощущения, чувства, мысли и не важно, сколько ему лет год, три, двенадцать или пятьдесят.
 А теперь мы вернемся в настоящее сегодняшнее, когда уже ребенок закатывает истерики в магазине. Что можно предпринять?
  1.Оставить, как действовали раньше.
  2.Не обращать внимания на кричащего ребенка (побыть плохим родителем для окружающих).
  3.Здесь и именно в этой ситуации начать менять свое поведение и показывать ребенку различные способы поведения. Для этого:
Во-первых, понять для себя, что в данной ситуации существует только вы и ребенок и не отвлекаться на зрителей (не думать, как я буду выглядеть в глазах окружающих).
Во-вторых, отслеживать все реакции ребенка (сильный крик, успокоение, всхлипывание).
В-третьих, разговаривать с ребенком при выполнении условий: контакт глазами, ребенок молчит или слегка всхлипывает.
В-четвертых, спросить чего хочет ребенок, если не говорит (замкнулся), то предложить на выбор 2 любых варианта. Например, что ты выбираешь конфету или шоколадку?
В-пятых, когда ребенок успокоится обязательно обнять и показать , что вы его любите.
 Рекомендация, в которой по порядку описаны действия взрослого человека при выведении ребенка из истерики.


ИППОТЕРАПИЯ

Главная страница



Hosted by uCoz