С какого возраста ребенок становится самостоятельным?

Задавая такой вопрос, родители хотят услышать конкретную дату, когда самостоятельность появится у ребенка. Ответ может быть таким: дети становятся самостоятельными в 7 лет (15 лет или 18 лет). Все зависит от вида направления в педагогике и психологии.


Но от такого вопроса у меня появляется встречный вопрос для родителей: Для чего вам конкретная дата?
Допустим вы узнали, что ребенок становится самостоятельным в 15 лет. Что измениться в вашем воспитании? Представьте ситуацию, что ребенку исполнилось 15 лет и с этого утра вы родители перестали ему во всем помогать, то есть готовить для него, покупать одежду, оплачивать обучение и т. д. Ведь с 15 лет ребенок самостоятельный, по словам чужих людей, которые его даже не знают. Получается полный абсурд, но он живет в нашей действительности, когда родители задают подобные вопросы.
Подойдем с другой стороны и рассмотрим самостоятельность не как факт, происходящий в жизни, а как качество личности.
Если это качество, то оно закладывается с самого рождения. Главное требуется понять суть самого качества.
Самостоятельность – это, когда человек САМ, без чьей-то помощи действует и получает нужный ему результат.
Всю человеческую деятельность условно можно поделить на 3 части и изобразить в виде светофора (так привычней для восприятия):
1. Зеленая часть.К этой части отнесем все действия человека, которые он освоил и делает их сам легко и просто.
Например, вкусно готовит борщ и этим известен в своих кругах, играет на сложном уровне в компьютерную игру, продает товар или услугу, а у маленьких детей: держит ложку в руке, показывает «пока», выдергивает шнурки из ботинок и т. д.

2. Желтая часть. К этой части относятся действия, которые человек осваивает на данный момент.
Для этого он изучает новый материал, выполняет однообразные упражнения, пробует новые действия, вспоминает знакомый материал, который поможет освоить новое. Этот период можно назвать – период конкретных действий.

Например, изучение английского языка, знакомство с должностными инструкциями на новом месте работы, овладение навыком вождения автомобиля, а у маленьких детей: перекладывание мелких предметов, произношение новых звуков, одевание своей шапки на голову или на ноги.

Выгодский Л.С. дал название этому периоду - «зона ближайшего развития».
3. Красная часть. К ней относятся все действия, которые человек не умеет делать, но самое интересное у него нет стремления или желания научиться их делать.

Например, быть руководителем государственного учреждения, готовить или водить машину.
Красная часть особенна тем, что у ребенка её нет. У ребенка заложено освоение и познание всего мира, взрослые такую особенность со временем теряют или забывают.
Наверное вы согласитесь с тем, что, когда знаешь, то легче управлять. Кто – то знает, как управлять самолетом или поездом, а кто – то - своей жизнью. У каждого цели разные в жизни.
Так вот для чего вся эта информация:
Задача родителей научиться попадать в зону ближайшего развития своего ребенка и давать ему возможность осваивать новые действия самому.
Такими жизненными шагами развивается качество самостоятельности.
Приведу пример, ребенок держит ложку в руках, значит, его зона ближайшего развития будет такая: набирать кашу на ложку и класть в рот, и делать это САМОМУ без помощи родителей.

Родители ВАМ всегда есть чем заняться с ребенком!




Главная страница



ИППОТЕРАПИЯ


Hosted by uCoz