Ответственность у ребенка: что? где? как?  

Наш разговор о воспитании продолжается. Вспомним, что при воспитании очень важна ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Все говорят про ответственность, а дайте потрогать или увидеть ее, что она из себя представляет.

Поумничаем и посмотрим значение слова в словаре Владимира Ивановича Даля. Такого слова там нет.

Ответственность – это чужое слово, которое не несет конкретного смысла. Есть другое выражение «держать слово», а в народе говорят «держи ответ» или сейчас используют обороты в речи: «отвечаешь», «за базар ответишь». А причем тут воспитание? Все гениальное просто!
В ВОСПИТАНИИ ОТВЕТИТЬ - ЗНАЧИТ ПРИЗНАТЬ ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Ребенок читает книги – это результат воспитания.
Ребенок дерется со всеми детьми – это тоже результат воспитания? Да и это результат вашего воспитания, нравится вам он или нет. Самое главное понять для себя, что все действия и поступки сына или дочки – это результат ВАШЕГО воспитания. Если вы отвечаете за результат, то вам не придется говорить такие громкие и страшные слова, как «подростковый кризис», «трудный ребенок» и т. д.

Легко скинуть ответственность на ситуацию в стране, на характер маленького человека, на возраст и на все, что угодно. Но ведь в таком случае получается не ребенок «трудный», а родитель. Да, ладно, вся эта информация для тех родителей, которые отвечают (несут ответственность) за воспитание своего чада.
Ответить можно словом и делом, а лучше, когда то и другое вместе. Если назвался груздем, то полезай в кузовок. Яркий пример из жизни, который сейчас актуален: очень часто родители не разрешают или просто запрещают детям смотреть телевизор. Да, согласна по телевизору сейчас показывают ТАКОЕ…

Но сами родители, когда приходят домой и … «первым делом, первым делом телевизор. Ну, а дети? А детушки потом….». Слово расходится с делом. Вы, родители, видели себя со стороны? Возьмем всем известную ситуацию: когда родители с ребенком приходят домой с прогулки. Что вы родители делаете и говорите…. Первые слова родителей ребенку: «иди мой руки», a сами родители моете руки?
Проанализируйте свое поведение, есть ли синхронность в ваших словах и действиях. «Говори, что делаешь и делай, что говоришь» - золотое правило, которое воспитывает в ребенке, да и не только в нем, умение отвечать за свои поступки, а самое главное за свою жизнь.

Из консультационной практики выделяется часто задаваемый вопрос родителей, что делать с ребенком в магазине и как правильно поступать, когда ребенок капризничает. В жизни очень часто можно увидеть спектакль в двух ролях: мама и ребенок, который капризничает и просит все (главное, чтобы купили что-нибудь).

Появляется вопрос: откуда такое берется? Рассмотрим поведение родителя: Мама говорит ребенку: «У меня нет денег» или «Это вредно для здоровья», или многое другое в таком же стиле. А, что делает ребенок? Конечно, он начинает стонать и капризничать!!! Он-то знает, что мама уступит, так как говорит одно, а делает другое.
Дети хорошие психологи с самого рождения. Привычка, что можно сказать и не сделать, с возрастом растет и укрепляется, так у подростков появляется основа для развития бурных фантазий или виртуального мира и потребность в авторитете, но кто станет таким авторитетом (ясно не родители).

Ба-бах вот так и лопается иллюзорный авторитет родителя. По официальной статистике угрожающе большое количество подростков уходят из дома. А есть и другой вариант, только о нем надо знать. Сложность в том, что конкретный результат воспитания проявляется не сразу, а через определенное время - в 14-16 лет, то есть в подростковый возраст.

Но в этом есть своя прелесть. За этот период времени родителям дается шанс лицезреть промежуточные результаты, которые и будут подсказывать дальнейший выбор пути в воспитании.

Интересно наблюдать за ребенком, который увлечен своей игрой, как он укладывает куклу или катает машину. Но вот ситуация, проходя мимо чужой игрушки, пнул ее (помешала).
Мелочь? Нет! Это сигнал родителям (промежуточный результат) обратить внимание на то, что ребенок добрый только для своих и ответственно будет походить только к своим. Вопрос возникает: а кто у него свои? Это могут быть как родители, так и другие всякие люди.

Этот промежуточный результат говорит о необходимости показать ребенку, что подходить ответственно необходимо ко всем людям независимо свои или чужие, а здесь пора задуматься родителю о том, какие поступки и действия проявляют такое отношение к людям, ведь примером является ОН.

В жизни каждая ситуация с ребенком дает много возможностей и способов для воспитания счастливого человечка. Главное быть наблюдательным к мелочам. Вообще-то в жизни не бывает мелочей, а есть жизненные ситуации, из которых состоит наша жизнь.


Анжелика Андрианова,
психолог-консультант, тренер


Главная страница
Куда уходит память детства?
Воспитание - дело тонкое!
Стихотворение "Ребенок!"



Hosted by uCoz