А вот произвольное внимание – это уже психологический процесс, так как включается интеллект (принятие решения о завершении начатого дела) и сознательно приглушаются внешние раздражители органами восприятия. Исходя из этого, получается, что произвольное внимание у детей – это психологическая привычка, которая вырабатывается со временем. Чем старше ребенок, тем больше требуется времени для выработки той или иной привычки. Но самое главное в том, что, чем старше ребенок, тем больше потребуется аргументов родителям, чтобы заинтересовать ребенка в желании выработать новую привычку.
Еще есть другие слова, которые родители любят произносить своим детям: «Не отвлекайся». И опять обращаюсь к родителям: представьте, что вам назвали слова и надо найти эти предметы. Привожу пример слов: синхрофазотрон, бамбарбея, керкуду, помидор. За какое слово зацепится ваше внимание? Конечно, за знакомое слово, которое для вас имеет смысл, и вызывает определенную ассоциацию, так как оно вам знакомое. И поиск предмета не вызовет у вас напряжения. Вот по такому же принципу работает ребенок. Для ребенка слово «не отвлекайся» - это непонятное по смыслу слово, которое не несет за собой конкретных действий, поэтому ребенок сам находит для себя полезные действия, которые не всегда совпадают с намерениями взрослого человека.
Часто родители говорят: «Да, он ничем не увлекается, только компьютером». Сразу вопрос: «Как ничем, вы уже назвали – компьютер?». Компьютер – это уже интерес у ребенка. Исследуем дальше: «Что именно делает ребенок, когда находится за компьютером?». Если играет в игры то, какого характера игры? Если сидит в контакте, то какие конкретные действия (переписывается, рисует, играет в игры)? Такими вопросами дойдем до истины, что на самом деле интересует ребенка. Примером возьмем то, что стало сейчас уже популярным: игры - стрелялки. 2.Понаблюдать за действиями ребенка во время игры и найти ответ на вопрос: Какие ощущения или чувства получает ребенок во время игры? Итак в игре идет война, в которой надо победить, то есть быть сильным и пройти миссию. Конечно, ребенок ощущает в себе силу или мощь, пусть иллюзорную, но силу. 3.Продумать родителям: Как можно в реальных действиях почувствовать эти ощущения или чувства? В каких физических действиях можно почувствовать силу? На первый взгляд: спортивная нагрузка (бег, отжимания, подтягивание, пресс и т.д.) или работа по дереву или металлу (мастерить предметы). 4.Продумать задачу, которую необходимо поставить перед ребенком, учитывая его интересы и физический действия. В этом варианте ребенку можно предложить игру в пейнтбол или тир. Если ребенок склонен больше к творчеству, то вам родителям вдруг стала нужна табуретка, которой нигде нет. А сделать ее может только ребенок или вы вместе с ребенком. 5.Поддерживать действия ребенка. ВАЖНОЕ правило: ОТМЕЧАТЬ ТОЛЬКО УСПЕХ В ДЕЙСТВИЯХ и проговаривать, что какой он …..(сильный). 6.Довести начатое дело до конца. 7.Убрать из своей педагогической копилки: приказы, нотации, командный голос, требования, претензии и т.п.
Главная страница |