Как совместить несовместимое: ребенок и внимание?

  Как воспитывать в ребенке внимательность с рождения читайте в статье«Где находится внимание у ребенка?». Сейчас поговорим о другом, а что делать с взрослым ребенком, о котором говорят - не внимательный? Речь пойдет о возрасте от 7 до 16 лет, у которых с детства не развили внимание. Точнее сказать, у таких детей преобладает непроизвольное внимание. Вот здесь сделаю уточнение по представлению о внимании.
  Внимание – это процесс. В психологии внимание, как процесс подразделяется на 2 вида: произвольное и непроизвольное. С рождения у ребенка присутствует непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание – это психический процесс, так как на воздействия из окружающей среды реагируют органы восприятия: глаза (зрительное), уши (звуковое), кожа (тактильное). Ребенок отвлекается на раздражители.

  А вот произвольное внимание – это уже психологический процесс, так как включается интеллект (принятие решения о завершении начатого дела) и сознательно приглушаются внешние раздражители органами восприятия.
  Исходя из этого, получается, что произвольное внимание у детей – это психологическая привычка, которая вырабатывается со временем. Чем старше ребенок, тем больше требуется времени для выработки той или иной привычки. Но самое главное в том, что, чем старше ребенок, тем больше потребуется аргументов родителям, чтобы заинтересовать ребенка в желании выработать новую привычку.
  Привычная жизненная картина, когда ребенок что – то делает, а родитель ему под руку успевает говорить: «Будь внимательным». Для чего это говорят родители? Если не выработана привычка «быть внимательным», то просто слова не помогут ребенку. Можно сравнить с тем, что вам говорят; «Будь миллионером». Чем будут являться для вас такие слова? Да, пустым звуком, так как вы не делали те действия, которые БЫ сделали вас миллионером, то есть, у вас нет такой привычки «быть миллионером».

  Еще есть другие слова, которые родители любят произносить своим детям: «Не отвлекайся». И опять обращаюсь к родителям: представьте, что вам назвали слова и надо найти эти предметы. Привожу пример слов: синхрофазотрон, бамбарбея, керкуду, помидор. За какое слово зацепится ваше внимание? Конечно, за знакомое слово, которое для вас имеет смысл, и вызывает определенную ассоциацию, так как оно вам знакомое. И поиск предмета не вызовет у вас напряжения. Вот по такому же принципу работает ребенок. Для ребенка слово «не отвлекайся» - это непонятное по смыслу слово, которое не несет за собой конкретных действий, поэтому ребенок сам находит для себя полезные действия, которые не всегда совпадают с намерениями взрослого человека.
  Зачем тратить драгоценное время на произношение слов, которые становятся пустым звуком, и заставлять себя контролировать ребенка. Из совместного общения можно получить кучу удовольствия и других полезных чувств.
  Для этого опишу этапы, которые постепенно приведут к появлению новой привычки «внимания у ребенка».
     1.Определить, что интересно для ребенка данного возраста развития.
Часто родители говорят: «Да, он ничем не увлекается, только компьютером». Сразу вопрос: «Как ничем, вы уже назвали – компьютер?». Компьютер – это уже интерес у ребенка. Исследуем дальше: «Что именно делает ребенок, когда находится за компьютером?». Если играет в игры то, какого характера игры? Если сидит в контакте, то какие конкретные действия (переписывается, рисует, играет в игры)? Такими вопросами дойдем до истины, что на самом деле интересует ребенка. Примером возьмем то, что стало сейчас уже популярным: игры - стрелялки.
     2.Понаблюдать за действиями ребенка во время игры и найти ответ на вопрос: Какие ощущения или чувства получает ребенок во время игры?
Итак в игре идет война, в которой надо победить, то есть быть сильным и пройти миссию. Конечно, ребенок ощущает в себе силу или мощь, пусть иллюзорную, но силу.
     3.Продумать родителям: Как можно в реальных действиях почувствовать эти ощущения или чувства?
В каких физических действиях можно почувствовать силу? На первый взгляд: спортивная нагрузка (бег, отжимания, подтягивание, пресс и т.д.) или работа по дереву или металлу (мастерить предметы).
     4.Продумать задачу, которую необходимо поставить перед ребенком, учитывая его интересы и физический действия.
В этом варианте ребенку можно предложить игру в пейнтбол или тир. Если ребенок склонен больше к творчеству, то вам родителям вдруг стала нужна табуретка, которой нигде нет. А сделать ее может только ребенок или вы вместе с ребенком.
     5.Поддерживать действия ребенка.
ВАЖНОЕ правило: ОТМЕЧАТЬ ТОЛЬКО УСПЕХ В ДЕЙСТВИЯХ и проговаривать, что какой он …..(сильный).
     6.Довести начатое дело до конца.
     7.Убрать из своей педагогической копилки: приказы, нотации, командный голос, требования, претензии и т.п.
  Очень прошу родителей: не ждите мгновенного результата. Если вы поговорили с ребенком, и он не стал делать, то продолжайте искать варианты. Ребенок с удовольствием согласиться, если вы правильно определили ощущения, чувства и развитие самого ребенка.
  Вы точно получите результат, если будет выполнено обязательное условие: Действия взрослых, которые воспитывают ребенка должны быть направлены в одну сторону, а не как в басне «Лебедь, рак и щука» И.А. Крылова с их результатом «..а воз и ныне там».

Главная страница



ИППОТЕРАПИЯ


Hosted by uCoz